Из Откровения (2-я и 3-я главы)
55
О формировании духа Агнца после
соединения его с Богом.
Во второй и
третьей главах Откровения изложено обращение Иисуса Христа к семи духам Агнца
на этапе формирования его духа. В последствии дух Агнца станет духом людей: Они
не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:
ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники
вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откровение 7:16-17).
Из каждого послания выделим то, что говорит о Себе Иисус
Христос, то есть, на каком уровне Он может взаимодействовать с духом Агнца
(Ангелом церкви) в тот или иной момент времени:
1. Держащий семь звезд в деснице Своей,
Ходящий посреди семи золотых светильников: звезды и светильники соответственно Ангелы-хранители и плоды духа в душе
Агнца. Для понимания: звезды падают с неба и зажигают светильники. Держит
звезды Сын Божий, ходит среди светильников Сын Человеческий.
2. Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Христос воскрес Ангелом, которым был ранее (первый): посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим (Марка 1:2), будучи убит как человек (последний). Таким образом последний снова стал первым.
3. Имеющий
острый с обеих сторон меч: этот меч – слово Христа, данное Ему
Богом. Но Слово Божье – это и Его имя: Он был
облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие"…
Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы (19:13, 15).
4. Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: очи относятся к духу (И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение – Марка 1:11), а ноги – к человеку (И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте – Марка 9:7). Первое обращение определяет Дух, второе – призывает слушать Слово.
5. Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: Божьи духи, которые через Ангелов передаются Агнцу.
6. Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет -- и никто не затворит, затворяет -- и никто не отворит: Относится к Святому Духу, Который соединяет человека с духом Бога. Ключ Давидов – Христос, потомок Давида.
7. Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Дух – свидетель всего, что происходило на земле от ее сотворения.
Три первых духа имеют человеческую сущность, три последних – Божью. Четвертый дух, ранивший зверя (И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела – 13:3), плодом которого в душе является вера – общий, объединяющий Иисуса Христа.
2:1-7:
Ангел Ефесской
церкви – первый дух (гордости – мертвый; кротости – живой) человека, толкующего
Слово Божье: для имени Моего трудился
и не изнемогал (2:3): Слово Божье – имя Иисуса Христа (Он был облечен в одежду,
обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие" –
19:13). Еще одно подтверждение: …испытал тех, которые называют себя
апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы (2:2): определить это
может только тот, кто знает Слово Бога лучше, чем те, кто считает себя
апостолами.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Матфея 5:5), то есть, получают вечную жизнь на новой земле: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (2:7). Рай Божий – сущность Бога: Слово, Дух, Святой Дух (информация, энергия, качество). Посредине – Дух (жизненная энергия). Кто получит доступ к Нему, будет жить вечно.
Обратная
сторона кротости – гордость – желание повелевать, управлять, влиять. Это
чувство привело к тому, что человек оставил
первую любовь свою (2:4): потерял
Духа Бога (ниспал с самого
высокого пьедестала): падает гордый – тот, кто возвышает себя, ибо всякий возвышающий себя унижен будет (Луки
14:11).
Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (2:5): Иисус говорит: Если ты не покаешься и не изменишь этим свой дух до нужного на этот момент времени качества, то это сделаю Я.
Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (2:6): Иисус Христос в обращении осуждает учение николаитов, которые считали действия плоти не заслуживающими внимания и не имеющими никакого значения для развития духа, то есть, они отвергали понятие нравственности.
Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (2:1): как звезда (искра, огонь) зажигает светильник, так и Ангел влияет на соответствующий дух в душе человека.
2:8-11:
Ангел Смирнской церкви – второй дух (терпение – плод живого, безволие – мертвого духа). Период испытаний в продолжение 42 месяцев для рожденного от Духа (А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца – 11:2) соответствует этапу пребывания в аду человека, живущего в циклах земной жизни. Сам же Христос испытал действие ада в полной мере (так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив – Откровение 2:8), пробыв там от смерти до воскресения время, равное времени служения и пророчества в земном мире, учитывая разницу его течения для души, находящейся в духе и во плоти (час за месяц).
Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское (2:9): открытым текстом говорится о духовном состоянии Агнца, а в скобках – о материальном. О книжниках же и фарисеях, которые называют себя иудеями, Иисус Христос подробно рассказывает в 23-й главе Евангелия от Матфея. Сейчас практически то же самое можно сказать о многих служителях православной церкви.
Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять (2:10): речь идет о скорби и страданиях в жизни людей. Длительность такого состояния определяется примерно десятью днями и зависит от темперамента конкретного человека: чем он выше, тем сильнее страдания и короче их период. После окончания этапа в одном случае человек свыкается (смиряется) с обстановкой, вызывающей скорбь, в другом – избавляется от влияния бесов – они перестают действовать на человека.
Главное для того, кто находится в этом состоянии – терпение и отсутствие страха перед обстоятельствами, из-за которых он страдает, в том числе и перед бесами, ввергающими из среды в темницу (из нормальной жизни – в мучения). Страх усиливает страдания, его отсутствие – облегчает.
Имеющий
терпение останется жить в вечности – не потерпит вреда от второй смерти (2:11).
2:12-17:
Третье обращение к Ангелу Пергамской церкви и третья составляющая живого духа – воздержание (в противоположность распущенности, которая является неотменной частью мертвого духа).
Острый с обеих сторон меч (2:12) – Слово Иисуса Христа (сражусь с ними мечом уст Моих – 2-16).
Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое (2:13): престол сатаны находится по-видимому, в одной из стран бывшего Советского Союза. Содержать имя Христа (иметь Его свидетельство) – помнить Его слово и передавать это слово людям.
Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу (2:15): учение николаитов предполагало проявление распущенности в отношении к своему телу: они ели идоложертвенное и любодействовали (2:14), так как считали, что действия плоти не оказывают влияния на состояние души, что, конечно же, не соответствует действительности.
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих (2:16): покаяние улучшает дух, но если человек не покаялся, а дух воздержания находится у него не на нужном уровне, то он будет исправлен словом Иисуса Христа (о лечении словом Иисус предупреждал в самом начале обращения).
Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (2:17): победивший в себе распущенность приобретением воздержания получит энергию живого духа (сокровенная – скрытая, невидимая; манна – размолотая пшеница (Даль), которая символизирует в учении Христа живой дух) и новое имя, которое определит его место на новой земле.
2:18-29:
Дух четвертого обращения к Ангелу Фиатирской церкви – вера. Она объединяет в себе дух и слово (дух символизируют очи, как пламень огненный, а слово – ноги подобны халколивану (2:18) – Иисус Христос передавал благую весть людям, передвигаясь пешком). Это что касается Иисуса Христа.
Словом же Ангела, которое оказалось не совсем истинным, представлена его жена Иезавель. В широком понимании женой духа человека является его душа: Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась (2:20-21). Значение выражений любодействовать и есть идоложертвенное объясняется в конце данной главы.
Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих (2:22): в случае непокаяния слово (дух пророчества) будет отнято, а любимые душой остатки мертвого духа для исправления будут подвержены воздействию духовных сил тьмы.
И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим (2:23): в этом же случае плоды пророчества будут уничтожены, а Бог, зная состояние сердца человека (храма) и его внутренностей (в оригинале – почек) – жертвенника (И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем – 11:1), качество духа в них (соотношение живого и мертвого духа), определит то, что человек будет получать из внешнего двора (А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца – 11:2), от ангелов зла.
О таком же соответствии сделанного и полученного сказано далее, в 2:24-25: Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду – дух, не нуждающийся в исправлении, исправляться не будет.
Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю (2:26-28): Победивший и имеющий твердую веру получит от Иисуса Христа дар пророчества (власть над язычниками), он будет побеждать своим словом (жезлом железным) мертвый дух в душах людей и уничтожит его безвозвратно (как сосуды глиняные, они сокрушатся – разрушенные глиняные сосуды не подлежат восстановлению). Звезда утренняя – дух Иисуса (Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя – 22:16), дух любви.
3:1-6:
Следующее обращение Иисуса Христа
предназначено для Ангела Сардийской церкви, а плод
пятого духа в душе человека – благость (желание отдать блага людям), как
составная часть живого духа, и алчность (желание отобрать блага у людей), как
часть мертвого.
Побеждающий облечется в белые одежды (3:5): человек одевает белую одежду, когда делает добро людям и забывает о нем, ведь то, что он забыл, становится видимым для духовных сил, в отличие от того, что он помнит (это он держит в себе, и его не видно со стороны). Человек же, делающий зло и забывающий об этом, оскверняет свои одежды, так как оно становится видимым извне.
Так
говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю
твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее
близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом
Моим (3:1-2): душа человека получает энергию жизни, передаваемую
Ангелом, от семи духов Бога, находящихся перед Его престолом: и
семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (4:5).
Мертвым
является тот, кто живет в земном мире (такая жизнь – это ад для небесного) и утверждает
близкое к смерти: рядом со смертью находится мертвый дух, так как очень
скоро он будет изъят из души человека и уничтожен. Бодрствовать – значит, быть
в духе и отдавать людям плоды своей деятельности, используя дар, принятый от
Иисуса Христа в Святом Духе, в данном случае это дух пророчества. Сон, в
противовес бодрствованию – это жизнь в заботах материального мира.
О бодрствовании Иисус Христос говорил и ранее: Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Марка 13:34-37).
…утверждай прочее близкое к смерти: рассказывать людям о мертвом духе и его законах нужно для того, чтобы они знали эти законы – законы жизни в земном мире, под властью сатаны (на текущий момент времени). О них упоминается и в Откровении, например: Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых (13:10).
Вспомни,
что ты принял и слышал, и храни и покайся: если человек забывает добро
(выраженное в слове и духе), которое получил, оно от него уходит. Помнить –
значит хранить, удерживать. Покаяние же, как уже было сказано ранее, улучшает
дух в душе человека.
Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя (3:3): тать (вор) забирает у человека то, что он имеет. В описываемом случае Иисус Христос отнимет у спящего его соединение с небесным миром.
Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны (3:4): о белых и оскверненных одеждах, которые представляют собой соответственно сотворенное и забытое добро и зло, сказано ранее, во втором абзаце.
Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его (3:5): тому, кто избавиться (очиститься) от зла и будет творить добро, Иисус Христос оживит имя, которое до этого было мертвым, предоставив ему «путевку» в вечную жизнь, и обеспечит помощь в соответствии с его именем.
3:7-13:
Дух Ангела Филадельфийской церкви, к которому обращено шестое послание Иисуса Христа – дух милосердия, который выражен любовью к ближнему и отсутствием эгоизма. Милосердие (милое, доброе сердце) противостоит злобе, злости (недоброму, злому сердцу).
Так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет -- и никто не затворит, затворяет -- и никто не отворит (3:7): ключ Давида – мессия, Христос, потомок Давида, Который открыл для Себя и для всех, кто принимает и исполняет заповеди Нового Завета, дверь из ада в небесный мир: был мертв, и се, жив (2:8).
Далее, в 3:8 Иисус Христос говорит о твердости веры Агнца: и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, -- вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя (3:9): в это время некоторые участники конфессий христианской религии примут слово Бога, передаваемое Агнцем.
И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (3:10): терпение – чувство в душе человека. Оно является плодом живого духа (Галатам 5:22), то есть, духа Иисуса Христа. В обращении к Агнцу слово о терпении сказано Им ранее: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть (2:10): страх удерживает принятое зло в душе и не позволяет его забыть. Отсутствие страха (любовь) способствует прощению (страх зло помнит, любовь – забывает).
Человек, прощающий (забывающий) полученное зло, не удерживает в душе его дух (отпускает его) и поэтому не может творить его сам, поддаваясь искушению (в соответствии с законом духовные силы не дают ему возможности соблазниться).
Година искушения – море соблазнов, обрушившихся в последние годы на человечество (на всех людей, живущих в земном мире). Современный человек утонул в заботах земной жизни и предлагаемых отовсюду удовольствиях, от которых трудно отказаться, а ведь одним из направлений движения к Богу является жертвование ими.
Тот, кто претерпит все, что дано ему в процессе испытаний (в данном случае речь идет об Агнце), и будет проявлять милосердие к людям, желание помочь тем, кто нуждается в помощи, любовь к человеку, а не к своей персоне, тот устоит, сохранит себя (с участием и помощью Иисуса Христа) от искушений плоти. Побеждает искушение человек, который жертвует собой, отдавая себя людям, а не живет в свое удовольствие.
Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (3:11): говорится о том, что имеется не один претендент на место Агнца.
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое (3:12): победивший свое зло получает венец Агнца и Дух Бога в вечное пользование, для него бронируется место на новой земле, и он будет иметь доступ к Слову Бога.
3:14-22:
Плод седьмого духа (Ангела Лаодикийской
церкви) – мир и покой (в противоположность вражде, войне, беспокойству).
Человек, победивший в себе гордость, безволие, распущенность, сомнения,
алчность и злость, продвинулся на пути к миру в своей душе. На этом этапе
духовные силы борются с остатками непримиримости в душе Агнца, с его
стремлением воевать.
Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (3:14): Слово Божье – истина, и появилось Слово (информация о том, что будет создано, а также законы его существования) еще до сотворения мира (В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог – Иоанна 1:1). Таким образом, Слово является свидетелем всего, что происходило на земле. И Слово Божье – это имя Христа (19:13).
Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (3:15-16): задача, с которой должен справиться Агнец – сохранить свой темперамент, наличие которого отличает душу человека от души Ангела. Холодный – темпераментный праведник, горячий – темпераментный грешник (холод, свет и покой – параметры живого духа, тепло, тьма и движение – мертвого).
Темперамент – это инициатива, а она не обходится без ошибок, на которые и указывает Иисус Христос: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся (3:19): ревность – свойство темпераментного человека.
В дела полуправедника-полугрешника (теплого) Иисус Христос не вмешивается (Ангелом он не сможет стать из-за избытка темперамента, а остаться человеком – из-за его недостатка).
Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (3:17): названные определения приведены в сравнении Бога с человеком, даже имеющим доступ к духу и информации с небес.
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться,
и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была
срамота наготы твоей,
и глазною мазью помажь
глаза твои, чтобы видеть (3:18):
В духовном (небесном) мире воспринимается (видится) дух человека, а не тело. Глазами человека является его сердце. Чтобы самому видеть добро (живой дух Бога),
нужно очистить свое сердце (Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
– Матфея 5:8), то есть забыть полученное зло (простить его). Таким
образом, глазная мазь, упомянутая Иисусом Христом, представляет собой дух
прощения.
Еще Иисус предлагает купить у Него белую одежду
(купить – значит обменять на то, что имеется, то есть, пожертвовать чем-то).
Опять же для духовного мира: то, что человек сделал и помнит – видит только он
сам, а то, что сделал и забыл – видят все (имеется в виду дух его действий).
Белая одежда для души человека – это сотворенное им и забытое добро (его видят представители духовного мира).
Когда же человек забывает сделанное зло, его также начинают видеть ангелы небесного мира. Если человек помнит творимое им зло и раскаивается в нем, это зло никто не видит. Следовательно, чтобы носить белую одежду, необходимо помнить свое зло и забывать сделанное добро. Срамота наготы появляется, когда человек ничего не делает – ни добра, ни зла. Что касается покупки: чтобы получить вышеупомянутое одеяние, нужно пожертвовать своим тщеславием.
Касательно
внутренних ощущений: они формируются
полученным духом и памятью о нем (состоянием сердца), ибо дух, принятый от
других людей, попадает в сердце человека. Чтобы иметь комфортные ощущения
(плоды живого духа – счастье, радость, любовь), нужно помнить полученное добро
и забывать (прощать) зло.
Относительно золота, очищенного огнем: это живой
дух, отделенный от мертвого крещением. Здесь нужно пояснить, что живой дух –
это собственность Бога, даже если он заработан человеком. В Откровении крещение
сравнивается с жатвой (14:14-20), во
время которой Ангел, вышедший из жертвенника и имеющий власть над огнем, с
помощью Ангела, вышедшего из храма, выводит мертвый дух из жертвенника во
внешний двор (крещение водой). Так душа очищается от мертвого духа, а на его
место приходит живой дух Бога (крещение Духом), купленный очередной жертвой
человека: своей нетерпимостью к злу.
Таким образом, совет Иисуса Христа можно выразить тремя словами: жертвуй, кайся и прощай.
Покороче и попроще:
Богатство Бога – Его живой дух. Приобретает его человек, жертвуя тем, что у него есть, в том числе и собой (своими удовольствиями). Жертвы Богу ранее всегда сжигали. Отсюда золото, огнем очищенное – это дух жертвований.
Срамота человека – это творимое им зло. Чтобы его не видел Бог, нужно помнить о нем и каяться. Покаяние забирает дух сотворенного зла, способствуя прощению другой стороной и, таким образом, уничтожает все его последствия – становится невидимым для Бога. Следовательно, белая одежда – это дух покаяния.
Глазами души человека является его сердце (Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят – Матфея 5:8). Память о полученном зле оставляет его там и мешает реально воспринимать окружающее. Поэтому принятое зло нужно забывать – прощать его. Таким образом, глазной мазью является дух прощения.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (3:20): данное высказывание можно отнести и к тому, кто ищет путь к Богу, и к тому, кто его уже нашел. В первом случае в сердце человека, который очистил его жертвованием, покаянием и прощением, входит Святой Дух (Дух Иисуса Христа), и такой человек рождается второй раз, уже при жизни (исполнив заповеди Нового Завета, он открывает дверь Богу).
Во втором случае Агнец открывает дверь, чтобы принять Слово Бога от духов двух пророков-свидетелей Иисуса Христа и совершить пророчество, описанное в Откровении начиная с шестой главы.
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (3:21): победит тот, кто не будет уловлен сатаной и сохранит свой темперамент: кто грешит и кается, отдает и получает, теряет и находит. Агнец, как и Иисус Христос в свое время, найдет в себе силы победить сатану и, истолковав книгу Откровения, займет место между Богом земли Иисусом Христом и новыми людьми.
Примечание: Длительность каждого из семи этапов преобразования духа Агнца, начиная с гордости и кончая непримиримостью, составляет соответственно 9 + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 = 42 (месяца).